« НазадКонсультация по расчетам Управляющей компании с ресурсоснабжающими организациями за потребляемую тепловую энергию по договорам с ГУП ТЭК 09.09.2012 19:25Договорами теплоснабжения, заключенным между Управляющей компанией (ЖКС) и ГУП «ТЭК СПб» предусмотрены следующие условия расчетов при отсутствии приборов учета тепловой энергии: расчет количества потребляемой тепловой энергии производиться РСО по договорной нагрузке и времени теплопотребления с корректировкой по фактическому режиму работы источника. В соответствии с п. 3.4.3. ЖКС имеет право проверять в РСО правильность расчета сумм, выставленных за теплопотребление и заявлять об ошибках. Кроме этого в соответствии с п. 5.8, при осуществлении расчетов, по желанию ЖКС должна проводиться сверка расчетов по договору. Указанные положения договора позволяют ЖКС осуществлять контроль за правильностью расчета количества потребляемой тепловой энергии. Для расчета количества потребляемой МКД тепловой энергии РСО использует проектную нагрузку отопления. В то же время, действующее законодательство позволяет ЖКС использовать в расчетах нормативы и тарифы, укстановленные местными органами власти для населения. К договору теплоснабжения применяются правила § 6 гл. 30 "Купля-продажа" ГК РФ, а также законы и иные правовые акты об энергоснабжении и обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Договор теплоснабжения тоже является публичным. Кроме этого в сфере теплоснабжения действует несколько подзаконных нормативно-правовых актов. Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Это означает, что стороны вправе установить в договоре способ определения количества потребленной энергии для целей расчета оплаты. Договор не должен противоречить правовым актам, которые являются обязательными для данного публичного договора (п. 1 ст. 422, п. 4 ст. 426 ГК РФ). При этом вопрос о применении сторонами при исполнении договора конкретных законов и иных нормативных актов (в частности, по определению количества потребленной энергии) не может быть урегулирован сторонами в договоре, так как закон либо иной нормативный акт, обязательный для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, подлежит применению независимо от того, имеется ли между сторонами соглашение о его применении. читать подробнее...Действующее законодательство предусматривает энергоснабжение жилых домов с определением количества энергии приборами учета, допуская расчетный способ определения энергопотребления как временный (Постановление ФАС СКО от 22.07.2009 N А01-1764/2008-5). Традиционно теплоснабжающие организации указывают в договоре с абонентом, не имеющим теплосчетчика, на использование одной из расчетных методик определения количества потребленной тепловой энергии (и теплоносителя). В рамках споров о взыскании задолженности по договорам теплоснабжения применяются именно эти правила (Постановления ФАС ВВО от 09.07.2009 N N А43-22403/2008-28-470, А43-10619/2008-5-313, ФАС СЗО от 16.03.2009 N А05-7549/2008, ФАС СКО от 10.06.2009 N А53-11244/2008-С2-18). Предполагается, что стороны свободны в установлении условий договора. И абонент, не согласный с какими-либо пунктами контракта, вправе использовать процедуру преддоговорных споров. Возражения управляющей организации по условиям действующего договора в рамках судебного разбирательства по взысканию задолженности не будут приняты судом. Если же абонент передает на рассмотрение арбитров протокол разногласий по договору теплоснабжения либо обсуждается вопрос взыскания задолженности в отсутствие согласованных условий об объеме теплоэнергии (например, договор вовсе не был подписан), суду приходится определять правила, подлежащие применению к правоотношениям РСО и абонента. До недавнего времени некоторые арбитры принимали сторону РСО, которые настаивали на использовании расчетных методик, и отказывали в поддержке исполнителям коммунальных услуг, просившим руководствоваться нормативами потребления, установленными для населения. Логика рассуждений проста - на правоотношения по договору ресурсоснабжения не распространяются положения Жилищного кодекса и Правил предоставления коммунальных услуг (Постановления ФАС УО от 05.02.2009 N Ф09-246/09-С5, от 15.12.2008 N Ф09-9497/08-С5, от 15.04.2008 N Ф09-2369/08-С5). Традиционно применяются Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго России 12.09.1995 N Вк-4936, которые предусматривают определение количества энергии только на основании данных узла учета. Согласно п. 9.9 этого документа при выходе узла учета из строя количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты. Инструктивным письмом от 20.12.1995 N 42-4-2/18 Минтопэнерго сообщило о введении Правил учета тепловой энергии и теплоносителя и указало: до выхода соответствующих нормативных документов определение расхода тепловой энергии у потребителей при временном отсутствии приборов учета рекомендуется осуществлять в соответствии с разд. 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85. Еще один документ, который регламентирует порядок расчета объема поданной энергии, - это Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденная Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105). Данная Методика представляет собой практическое пособие к Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях ЖКХ и бюджетной сферы, утвержденным Приказом Госстроя России от 11.10.1999 N 73. Расчетному методу посвящен разд. 6 Методики N 105. В то же время есть решения судов, отражающие позицию Минрегиона: условия договора ресурсоснабжения не должны противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг: объем тепловой энергии, поданной в дом, в отсутствие общедомового прибора учета должен определяться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органом местного самоуправления. В качестве обоснования применения к отношениям теплоснабжения положений жилищного законодательства в целом и Правил предоставления коммунальных услуг в частности суды ФАС ВСО в Постановлении от 16.01.2009 N А33-14655/07-Ф02-6927/08(Коллегия ВАС РФ не усмотрела оснований для пересмотра дела - Определение ВАС РФ от 28.05.2009 N ВАС-2807/09), привели п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", согласно которому до приведения в соответствие Жилищному кодексу законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ. Следовательно, ЖК РФ имеет приоритет над нормами § 6 гл. 30 ГК РФ. В некоторых решениях судов (Постановления ФАС ПО от 23.12.2008 N А55-5372/2008, от 17.01.2008 N А55-6123/2007, ФАС ЗСО от 29.08.2008 N Ф04-5196/2008(10458-А45-12)) отражена следующая позиция: Управляющая компания, не являющаяся производителем (поставщиком) энергии, при заключении договора тепло - и водоснабжения жилого дома действует в интересах граждан - жильцов дома, а поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг, в том числе и в отношении порядка определения количества подлежащей оплате энергии при отсутствии приборов учета, не могут быть установлены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам как непосредственным потребителям. Иное привело бы к различному определению количества потребленной энергии в отношениях между ее конечными потребителями и управляющей компанией и между управляющей компанией и поставщиком энергии и, как следствие, к неосновательному обогащению либо к убыткам управляющей компании, не имеющей иных источников оплаты стоимости энергии, за исключением оплаты, получаемой от жильцов. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 09.06.2009 N 525/09 отразил следующе: необходимость применения для урегулирования договора ресурсоснабжения Правил предоставления коммунальных услуг обусловлена особым статусом абонента - он приобретает коммунальные ресурсы не для перепродажи, а в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, следовательно, нужно руководствоваться п. 8 указанных Правил. Вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно Приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете платы за коммунальные услуги. Формирование правовой позиции Высшим Арбитражным Судом РФ является основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. На это указано в п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17. Кроме того, этим же документом судам апелляционной и кассационной инстанций предписано учитывать правовую позицию ВАС РФ при наличии оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта. Уже в настоящее время арбитры руководствуются новым Постановлением Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 N 525/09 и применяют его к отношениям не только теплоснабжения. ВЫВОД: в отсутствие общедомового прибора учета объем поданной тепловой энергии определяется по нормативам потребления для населения. При этом нужно учитывать, что согласно п. 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, при выборе единицы измерения нормативов потребления используются следующие показатели: Согласно ст. 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" тепловая энергия - это товар, характеризуемый расходом теплоносителя и изменением его термодинамических параметров (температуры, давления). Традиционно тепловая энергия, поставляемая по договору теплоснабжения, измеряется в Гкал, тогда как норматив горячего водоснабжения - в куб. м. В Письме от 23.05.2008 N 12529-АД/07 Минрегион подчеркнул, что установление норматива теплопотребления на горячее водоснабжение на одного человека (Гкал на человека в месяц) при централизованном теплоснабжении законодательством не предусмотрено. В Санкт-Петербурге Комитет по тарифам установил новые нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории Санкт-Петербурга с января 2010 г. (распоряжение №196-р). Если брать для примера, рассмотренный выше договор теплоснабжения между ЖКС и ГУП ТЭК , то размер договорного потребления тепловой энергии составляет 605 Гкал в год. По тарифам для населения (931 руб/Гкал) на 2010 г. сумма договора составляет 563 тыс. руб. Если испльзовать норматив потребления (категория дома: «Дома постройки 1957-1970 гг. категории "Хрущевки панельные") — 0,0164 Гкал/кв.м общей площади жилых помещений в месяц и площадь — 2560 м.кв., то размер годового потребления (9 месяцев) составляет 378 Гкал, в стоимостном выражении — 352 тыс. руб. КомментарииКомментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
Если у вас есть вопросы, спросите нас!